О весеннем жерехе приходится слышать много расхожих мнений. Кто-то говорит, что ловля жереха весной — избиение беззащитной рыбы, которая ловится просто дуром. Другие же говорят, что поймать весеннего жереха не так-то и просто, особенно если ловить его привычными летними способами. Я, признаться, больше склонялся к мнению последних. Попадать на весенний жор жереха мне никогда не приходилось. Возможно, причина здесь в том, что я не нарушал злостно весенний запрет на ловлю спиннингом.
А до запрета — полавливал. Не сказать, что его клев на Волге в это время совсем отвратительный, но, по крайней мере, менее предсказуемый, чем, скажем, в июне. Попадать на жереха весной мне приходилось случайно. Обычно я отправлялся за судаком и попутно ловил на поролонку жереха. Причем по джиговой классике — со дна, на опускание. Или же ловил того же судака на свале, а на мелком месте по соседству, обычно перекатистом, вдруг начинались всплески жереха — и кастмастером удавалось «снять» 2–3 хвоста. Это все касательно ловли на водохранилище.А тут мы ехали на реку — крупный приток Волги. Средняя река, протекающая в Марийской республике. Обычно неширокая, весной она разливалась в два-три раза, затапливая левобережные поля, а под правым берегом вплотную подходила к обрыву (правый берег очень крут), и своими мощными струями подмывала берег. Ехали за щукой. Кто-то настроился на воблерную ловлю, я же делал акцент на джиг, собрал средне-тяжелый спиннинг, намотал свежую плетенку и весь вечер посвятил изысканиям с поролоном и ножницами.
Когда мы подъехали к реке, немного расстроились. Мы ожидали, что уровень к нашему приезду уже солидно упадет, но вода оказалась по-весеннему высокой и несколько мутной. Настроившиеся на воблер товарищи, сделав по три заброса в этот мутной и сильный поток, тут же приуныли, и ушли к машинам готовить шашлык. Я же прошел чуть выше по течению до того места, где река резко поворачивает и принялся облавливать ямку под берегом. Спуститься к воде было практически невозможно, и, как минимум, небезопасно. Мой берег обрывистый, высокий, и вода подошла на уровень в треть от высоты обрыва. Как доставать оттуда рыбу, я не думал. Хотелось просто покидать спиннинг, открыть сезон. О рыбе и поклевках после десятков безрезультатных забросов и думать перестал.
Как подсказывал опыт, ждать поклевку было практически бессмысленно. Щука по такой высокой воде уходит в разливы, и делать в этой глубокой яме ей, в принципе, сейчас нечего. Судак в этой реке — гость залетный, посему мне надеяться особо было не на что. Однако, как это часто бывает, произошла четкая поклевка. Поролонка уже подошла к берегу и леска уходила вниз практически отвесно. Я от неожиданности подсек резче обычного, и тут же почувствовал хороший рывок в сторону. Рыбина вышла из-под тени обрыва на освещенное солнцем место, и я признал в ней жереха. Солнце светило сзади меня, и от обрывистого берега тень падала прямо на воду, в 3–4 метрах от берега. Глубина там составляла метра три. Сразу же по факту поклевки я для себя подметил, что рыба взяла ровно с границы тенистого и освещенного участка.
Подсеченный жерех всплыл и ходил кругами прямо подо мной. Я заметил, что изо рта торчит только чебурашка. Это означало, что рыба засеклась хорошо. Жерех редко сходит с двойного крючка, особенно если его засекли именно так, как сейчас, крючки должны были войти в верхнюю челюсть снизу со стороны ноздрей. Поэтому я спокойно убаюкивал весьма приличного жерешка. Когда рыба подустала, я подтянул ее к берегу, и бесцеремонно стал волоком тащить его вверх. Усилившаяся нагрузка на удилище чуть было не стоила мне поломки. На критической отметке я просто подтащил рыбу за шнур. Плененный жерех был хорош, весом около 2 кг.
Далее я продолжил ловить на поролонку, но все же оставалось ощущение, что это далеко не лучшая приманка. После череды безрезультатных забросов, я поменял ее на кастмастер. Приманка была, вроде не родная. При стандартной равномерной проводке играть она отказывалась и входила в ступор. Возможно, причиной было сильное течение, но это, на самом деле, не оправдание — хороший кастмастер должен играть на любом, даже самом сильном течении!
Чтобы как-то улучшить игру, я стал делать проводку рывковой и прерывистой. Рывочек, протащил, пауза… поигрываю на спуске, и снова рывочек. К сожалению, я не мог визуально привязаться к месту, где мог стоять жерех. Ни переката, ни всплесков. Единственное, от чего можно было косвенно отталкиваться — граница тенистого и освещенного участка, ведь именно с этого участка была поклевка!Облавливая так средние слои воды, я продвигался выше по течению. Забросы делал под углом к берегу, стараясь по возможности, чтобы блесна как можно дольше оставалась в «красной» зоне — на границе света и тени. И вот в очередном месте, на опускание блесны почувствовал слабенький ударчик. Подсечка прошла в пустоту. На жереховую поклевку похоже не было, скорее всего, думалось мне, окунишка заигрывает. Однако на всякий случай блесну еще раз провел по этому же месту, и снова на паузе тычок, чуть более смелый и — есть!
Жерех метался из стороны в сторону, пытаясь освободиться от крючка, но хитрый тройник воткнулся в жабры. С берега мне было видно, что они сильно кровоточили. Именно поэтому первый рывок был очень сильным, но рыба быстро утихомирилась и через секунду дала подвести себя к берегу и нахально поднять волоком по обрыву.
Поклевка на этот раз произошла на освещенной стороне, в метре от границы с тенью. Но мне показалось, что рыба вышла за блесной из тени, и атаковала уже на освещенном месте. Потому что после подсечки рыба рвалась в море, а не шла к берегу или давила вниз или вверх по течению. Все-таки, что-то в этой границе есть. Не зря поклевки происходят именно с нее. Однако больше, сколько я ни упирался, поклевок не было, и мне пришлось идти к лагерю.
Вообще, зависимость клева жереха от солнца ощущается иногда очень сильно. Тема эта, конечно, многогранная. В конкретном случае с весенним жерехом он предпочитал стоять в тени, и атаковал приманку, идущую по освещенному участку. Как мне кажется, связана эта светобоязнь с некоторой постзимней инертностью жереха. Привык-то он жить подо льдом, и к дефициту света относится вполне спокойно, а вот яркий свет пока обходит стороной. А возможно, жерехи накрыли там стайку уклеек, и атаковали приманки время от времени. Так это или нет — сказать сложно.
В любом случае, ловля весеннего жереха занятие очень увлекательное. На поимку этих двух хвостов у меня ушло четыре часа, а я и не заметил, как пролетело время.
Отправляясь на весеннюю рыбалку за жерехом, следует соблюдать два правила. Во-первых, не стоит нарушать нерестовых запретов. Во-вторых, нужно всегда понимать, что весенний жерех — рыба весьма непредсказуемая, и то, что вы его не поймали, отнюдь не значит, что он не клевал. Просто к нему нужно найти подход, и этот подход не всегда бывает традиционным. От нашего привычного представления о нем, он может отличаться как по месту обитания, так и по модели поведения. Так что в любом случае, нужно быть всегда готовым сделать нестандартный ход, и либо поймать, либо по-полной пролететь. Что, кстати, очень часто случается, когда нашей целью является такая хитрая и осторожная рыба, как весенний жерех.
Резюмируя, стоит отметить, что по холодной весенней воде жерех одинаково хорошо реагирует на типично джиговые приманки и приманки, проводимые в средних слоях.
http://tatfisher.ru/stati/454.html
|